Осмысление духовно нравственных проблем в философии - Проблема взаимосвязи духовности и нравственности в историко-философской ретроспективе

Основные понятия о философии. Осмысление духовных ценностей в стране и мире настоятельно требует в полной мере возродить и развивать применительно к острым кризисным обстоятельствам культурно-гума-нистические идеи идеалы мировой и русской философской мысли в их высоком духовно-нравственном назначении.

Сегодня это диктуется логикой духовного и социального прогресса, который может осуществляться лишь философски осмысленными усилиями творца, реализующего в труде и в жизни всю совокупность подлинно человеческих интересов, способностей и дарований. Ясперсу, Христос, Будда, Конфуций, Пифагор не говорили о том, каков сам мир, в котором мы живем, а скорее внушали людям принципы, по которым нужно жить в этом мире, чтобы быть достойными.

По своей сути все это есть не что иное, как проблемы философии духовности. По мнению русского философа Н. И в то же время человек, сотканный из плоти и вписанный в порядок общественного бытия, обладает своим собственным духом. Бердяев, отстаивая свободу и достоинство человека как творца духовной культуры, писал, что дух одновременно и трансцендентен лат.

Шпоры по философии - Все для студента

Духовное познание развивает в личности мировоззрение. Только сформировав то или иное мировоззрение, она оказывается способна к духовному самоопределению в жизни. Мировоззрение служит неким мостом, который связывает духовность человека с миром его природной и общественной жизнедеятельности. Человек легче улавливает отблески духовного света, когда сосредоточивает свое внимание на некоторых специфических областях реальной жизни. Никогда еще время не ставило столь остро необходимость философско-нравственного прозрения людей и одухотворения всего происходящего в мире, стране, решительного отказа от стереотипов мышления, обветшалых моральных догм в целях радикального обновления духовности каждого человека и общества в целом как на переживаемом ныне отрезке времени, так и в обозримой эпохальной перспективе.

Сегодня мы живем в действительно суровую эру разрушающихся исчезающих духовных традиций. Но вместо появления новых истинно духовных ценностей посредством обнаружения иных уникальных смыслов достойной жизни происходит нечто обратное.

Универсальные ценности прошлого приходят в упадок. Поэтому многие люди охвачены чувством бессмысленности, пустоты жизни, ее безысходности. Не случайно духовно-философская миссия представляется в настоящее время жизненно необходимой для каждого человека, который всерьез намерен заниматься духовно-творческой деятельностью.

Пророчески назидательно и весьма тревожно звучат сегодня слова русского поэта Ф. Конечно, чтобы человек мог сам найти смысл жизни даже в эру разрушения духовных начал, он должен всегда придерживаться принципов высокой морали, быть в полной мере наделенным способностью к совестливому анализу своего и общественного бытия. Кант настаивал на моральном воспитании, чтобы восстановить в правах добрые задатки во имя победы в борьбе с человеческой склонностью к злому.

Такая победа возможна только посредством совершения революции в образе мыслей и чувств каждого человека, она требует наличия общественной потребности в совести. Внутренние процессы и ощущения, связанные с совестью, всегда интуитивны и весьма критичны. Только они являются эффективным катализатором осуществления человеком добрых дел. Уникальный смысл совести заключается именно в том, что это универсальная духовная ценность человечества, существующая для осмысленного совершенствования человеком общества и себя в.

Таким образом, творится новая -нравственная философия, создаются иные духовные ценности. Естественно, все это касается и ученых, работающих в медицинской сфере, и практических врачей. Дело в том, что им по характеру своей деятельности необходимо иметь ярко выраженную человеческую и профессиональную совесть, что в принципе невозможно без высокой естественнонаучной образованности и хорошей философской осведомленности.

Основная задача философского образования в медицинских вузах ныне состоит не в том, чтобы довольствоваться передачей медицинских традиций и естественнонаучных знаний, а в том, чтобы совершенствовать духовный мир медиков, который дает им возможность находить уникальные смыслы жизни и деятельности.

Медицина как важнейшая часть общечеловеческой культуры не может духовно самораскрыться вне особой философской миссии. Поэтому студентам-медикам с первого же дня своего пребывания в вузе необходимо чувствовать в его стенах климат всеобщего уважения к утонченной философской духовности врача.

А такая духовно-интеллектуальная и нравственная атмосфера возникает только в результате естественного сопряжения медицины и философии. Бесспорно, что философское прозрение предполагает развитие у врача или любого другого специалиста-интеллектуала особого рода мышления — метафизического, то есть наиболее умозрительного, а главное, независимого от разного рода частностей.

Именно в период эллинизма это слово получило в интеллектуальных кругах медиков широкое распространение. Формирование предметно-специфического, понятийного мышления началось с постижения известных тогда естественнонаучных дисциплин.

Проблемы духовности в современном мире | Рефераты Для Тебя

А затем уже происходило ознакомление с общефилософской, то есть с метафизической, методологией духовно-нравственного ориентирования в противоречивом потоке эмпирических медицинских сведений. Сегодня работа познающего ума студента совершается как бы в двух сферах направлениях. Первая — сфера естественнонаучных дисциплин, где интеллект будущего специалиста нацелен больше на запоминание и понимание конкретных данных о природе в их причинной взаимосвязи и взаимозависимости.

Философия предстает как целостная система ценностных знаний, духовных сил и мировоззренческих позиций человечества, институциализированных, отвечающих критериям объективности, истинности, хотя в них и нет жесткой научной категоричности и очевидной эмпирической достоверности.

Она в высшей степени теоретичности предполагает наличие профессиональных и нравственных сюжетов в духовном мире специалиста-интеллектуала. Кроме того, кардинальное изменение внешнего мира, его приспособление к нуждам человека не может быть самоцелью. Природный мир призван служить всему человечеству, его естественным потребностям, духовным интересам, улучшению и нравственному возвышению жизни людей, а значит, органически увязываться с их самоизменением, самосовершенствованием, самоосвобождением.

Внешние изменения природы и внутреннее самоизменение личности находятся должны находиться в отношениях прямой и обратной связи, питать друг друга, при явной доминантности имманентно-спонтанного человеческого начала. В разное историческое время мыслящие люди к проблеме духа и духовности относились неоднозначно. Религиозные мыслители и философы, ученые и медицинские работники, деятели культуры искусства, литераторы и журналисты специфически, а порой и с совершенно противоположных позиций объясняли феномен духа, обосновывали философию духовности эпохи и народа.

Они глубокомысленно рассуждали о возвышенной духовной культуре, а также о духовной инфантильности отдельных людей, спорили о базисе духовного здоровья общества и духовной ситуации времени, о назначении человеческого духа и его потенциале. Нередко при этом дух неоправданно отождествлялся с интеллектом.

Многое о духовности человека со временем лучше поняли, во многом достаточно основательно разобрались. Освобождение же от оков религий и пут догматических учений привело к раскрытию духовного разнообразия жизни человека изумительного потенциала его нравственных возможностей.

Философские познания

Но сама задача философского осмысления и научного объяснения духовной природы человека как единственного на земле социально-интеллектуального существа никем не была решена до конца.

Поэтому и сегодня интерес к ней не только не убывает, но и заметно расширяется и углубляется [19]. Духовность как социально-объективированное состояние внутреннего мира личности побуждает мыслителей из различных областей знания и веры к философским размышлениям о природе человека и роли в ней проявлений духа. Понятно, что философское постижение феномена духовной реальности всегда было сверхактуально.

Однако сегодня особенно остро проявляется потребность культурного, образованного человека в философском осознании духовного состояния общества, но прежде всего своего собственного. Ни для кого не секрет, насколько судьба каждого индивида, общества, человечества в целом зависит от состояния духа, его потенциальной силы, уровня самораскрепощенности, степени достигнутой независимости от каких-либо политико-идеологических установок, общей гуманистической направленности и т.

Кризис духовности всегда и везде начинается с утраты смысла жизни, с деформации основных общечеловеческих ценностей — таких, как достоинство, честь, совесть, социальная ответственность, порядочность и т. Но высшая фаза духовного кризиса наступает тогда, когда утрачивается чувство уверенности в себе, особенно если исчезает осознание собственного достоинства. Выход из такого состояния возможен только в результате выработки принципиально новых ценностных начал в жизни.

Стоит отметить, что такие вдохновенные, возвышенные начала общественного бытия людей всегда формирует гуманистическая философия медиков. Итак, духовность расширяет, актуализирует смысл жизни людей, их сознательной деятельности по преобразованию природы, общества и сущности человека.

Исходя из этого, становится понятно, что многие психические расстройства у современного человека связаны не столько с душевными, сколько с духовными расстройствами, и прежде всего с потерей смысла жизненной ориентации. Отметим также, что формирование хорошего специалиста и творческой личности в принципе невозможно без овладения философской культурой осмысления действительности, своей роли в совместном преобразовании общественного бытия. Ваш e-mail не будет опубликован. Сайт живет за счет рекламы.

Пожалуйста, отключите блокировщик рекламы для этого сайта. Перейти к содержимому Философия. Духовное бытие людей Пока оценок. Страница 1Страница 2Страница 3Страница 4. Добавить комментарий Отменить ответ Ваш e-mail не будет опубликован. Философия в жизни личности. Главная страница Нравственный конфликт: Часть I ОБЩИЙ КУРС ФИЛОСОФИИ. Часть II ОБЩЕСТВО И ЕГО ПРОБЛЕМЫ Философия. Духовные искания и житейские ситуации Политическая философия австрийской школы Августин.

Беспокойное сердце Вопросы философии Предварительные материалы к исследованиям Плотин. Деррида Тематизация различия в границах имманентной критики опыта: Деррида Онтология СМЫСЛА В ТЕКСТАХ Ж. Делеза Общественно-политические и философские взгляды Т.

Сообщить об опечатке Текст, который будет отправлен нашим редакторам:


Похожее ...

Комментарии (1)